Мобильное приложение МЧС

Ссылки

УпрОбрМогОблИсполкома




МГОИРО

Сайт БЫХОВСКОГО РАЙОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

Сайт ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА БЫХОВСКОГО РАЙИСПОЛКОМА

Могилевский государственный областной институт развития образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ adu.by

Портал учителя информатики для подготовки к республиканской олимпиаде

Вход на сайт

План работы Малой академии наук на 2017/2018 учебный год

Дата: 5-10-2017, 09:16 | Просмотров: 362 | Комментарии

 

№ п/п

Тематика мероприятий для лицеистов

Месяц

Ответственные

Место проведения мероприятий

1

    1.      Заседание  МАН:
    - Планирование работы МАН;
    - Планирование исследовательской деятельности в 2017/2018 учебном году;
    - Занятие-практикум «Как писать тезисы?» 
     2.      Страничка МАН на лицейском сайте

03.10.2017

А.С. Михайловская, председатель МАН;

руководители секций

 

 

Лингафонный кабинет

2

Участие в первом этапе республиканской олимпиады по учебным предметам. Подготовка ко второму этапу

Октябрь - декабрь

Учителя-предметники

 

Учебные кабинеты

3

1.      Лицейская конференция:
- достижения лицеистов в 2016/2017 учебном году; 
- редставление тезисов работ исследовательского характера

23.10.2017

А.С. Михайловская, председатель МАН

 

 

 

Конференц-зал

4

Планирование 1 этапа Интеллектуальных лицейских игр (далее – ИЛИ) 

Октябрь

Учителя физико-математического направления

Методический кабинет

5

Участие победителей первого этапа во втором этапе республиканской  олимпиады по учебным предметам

Ноябрь - декабрь

Учителя-предметники; М.С.Бойкова,

зам. по УМР

Учреждение образования г.Быхова

6

Подготовка к участию в 3 этапе олимпиады.

 

Декабрь - январь

Учителя-предметники;

М.С.Бойкова,

зам. по УМР

 

Учебные кабинеты

7

Проведение 1 этапа ИЛИ «Турнир юных физиков и математиков»

11.11.2017

В.А. Киреев , учитель физики; А.Н. Сипакова, учитель математики

 

Конференц-зал

8

Планирование 2 этапа ИЛИ

Ноябрь

С.П. Кулаев, учитель истории; О.Н. Гусар,

учитель географии

 

Методический кабинет

9

Проведение 2 этапа ИЛИ «Своя игра»

15.12.2017

С.П. Кулаев, учитель истории; О.Н. Гусар,

учитель географии

 

Конференц-зал

10

Заседание МАН:

  • планирование мероприятия «День сотрудничества с вузом»;
  • планирование 3 этапа ИЛИ

 

15.01.2018

 

Январь

 

А.С. Михайловская, председатель МАН;

учителя гуманитарного направления

 

 

Лингафонный кабинет

11

Участие в республиканском конкурсе работ исследовательского характера

январь

Учителя-предметники

Подготовка - лицей

12

Мероприятие «День сотрудничества с вузом», посвящённое Дню белорусской науки

25.01.2018

М.С. Бойкова,

зам. по УМР

А.С. Михайловская, председатель МАН

 

Конференц-зал, учебные кабинеты

13

Проведение 3 этапа ИЛИ «Умники и умницы» («Брэйншторм»)

27.01.2018

А.С. Михайловская, председатель МАН;

Н.С. Драка, руководитель МО

 

 

Конференц-зал

14

Планирование 4 этапа ИЛИ

Февраль

Учителя химико-биологического направления

 

 

Методический кабинет

15

Проведение 4 этапа ИЛИ «Слабое звено»

24.02.2018 

Г.Д. Ус,

учитель химии;

Ю.М. Горовцова, учитель биологии

 

 

Конференц-зал

16

Лицейская научно-практическая конференция работ исследовательского характера

26.02.2018

А.С. Михайловская, председатель МАН

 

Конференц-зал

17

Участие в областном конкурсе работ исследовательского характера

апрель - май

Учителя-предметники

г.Могилёв

18

Заседание МАН:

итоги работы, достижения, проблемы, перспективы

14.05.2018

А.С. Михайловская, председатель МАН

Методический кабинет

19

Участие лицеистов в конкурсах общественного объединения "Белорусская ассоциация"

10, 11, 12, 01, 02, 03, 04, 05

Учителя-предметники, руководители МО

Учебные кабинеты

20

Участие лицеистов в творческих конкурсах, дистанционных олимпиадах (конкурсах)

Учебный год

21

Профориентационные экскурсий в вузы Беларуси

Вузы РБ

22

Консультативная, научно-методическая помощь для лицеистов

Учебные кабинеты

21

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся

О.С. Шеменкова, педагог-психолог

Кабинет педагога-психолога

Председатель МАН                                                   А.С. Михайловская

V G F T O


ПОЛОЖЕНИЕ об объединении учащихся «Малая академия наук»

Дата: 22-09-2016, 13:32 | Просмотров: 949 | Комментарии

ПОЛОЖЕНИЕ

 об объединении учащихся  «Малая академия наук»

V G F T O


Как же увлечь школьников исследовательской деятельностью?

Дата: 22-09-2016, 13:32 | Просмотров: 879 | Комментарии

Как же увлечь школьников исследовательской деятельностью?

Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания недостаточно для решения исследовательских задач. Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. Важно так организовать учебную работу, чтобы учащиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования: предложить неожиданно сформулированное учебное задание, которое при дальнейшей работе оказывается не сложным, но интересным. Старшие школьники с интересом выполняют исследования изучения антропометрических данных у школьников разных возрастов, изучают экологическую ситуацию своего района и города, делают выводы о влиянии экологических факторов на здоровье человека. В своей учебной деятельности мы используем элементы новых педагогических технологий, которые активизируют деятельность учащихся, подталкивают их на творческий подход к изучению и исследованию предмета. Это элементы технологии перспективно-опережающего обучения, кроме того на своих уроках мы применяем элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, т.к. основаны на прямом воздействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения, и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала. Например, такие приемы, как «Учебный мозговой штурм», «Взаимоопрос», «Три уровня домашнего задания», например:

Задания креативного типа

 

• Изготовление: Сделай модель-аппликацию сердца.

• Создай учебное пособие, например, разработай памятку «Гиподинамия и работа сердца», бюллетень «Будь здоров» по определенной теме урока.

• Составление: составь словарь понятий по теме, кроссворд, викторину, задачу по теме урока.

• Эмпатия: ученику предлагается представить органы курящего человека и описать свои чувства.

Задания когнитивного типа:

Решение научных проблем: Ночью чаще всего происходят инфаркты миокарда, инсульты. Что вы знаете о данной проблеме?

Исследование объекта: Разработай и проведи исследование зависимости работы сердца от возраста и пола. Задания с использованием ИКТ

Найди в Интернете сайт по данной теме и напиши рецензию.

Найди 3 анимации по теме и составь к ним задания.

 Составь презентацию по теме урока, создай клип «Если хочешь быть здоров!»

Для создания обстановки, способствующей полноценному мышлению, вводим приемы технологии критического мышления и коллективного обучения. При таких способах обучения, когда работа организуется в малых группах, у учащихся вырабатываются такие важные умения, как:

 Изучение материала самостоятельно, умение анализировать, сравнивать;

умения получать и слушать информацию; поставить и сформулировать проблему;

осуществлять организационно-управленческую деятельность, самоконтроль и самооценку. Создание ситуации успешности, доброжелательной атмосферы на уроке, во внеклассной работе – все это помогает учащимся лучше усваивать материал. А частая смена видов деятельности на уроке, позволяет учащимся долго сохранять активность.

 Мы считаем, что главными слагаемыми урока, должны быть комфорт, творчество, развитие и формирование ключевых компетенций. Современный урок нельзя представить и без использования современных мультимедиа-технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив ученика и учителя: работа с электронными учебниками, электронными лабораторными работами. При использовании компьютера учащиеся получают намного больше возможности самостоятельного планирования экспериментов, их осуществления и анализа результатов по сравнению с реальными лабораторными работами.

Так стоит ли заниматься научно-исследовательской деятельностью среди школьников? Чтобы ответить на этот вопрос можно взвесить следующие аргументы:

 На одну чащу весов положите: множество проблем, связанных с поиском и выбором темы, организацией работы, поиском источников информации, средств и т.д.

На другую чашу можно положить результат, достигаемый в процессе исследований - развитие интеллектуальной и творчески развитой личности, профессионально ориентированной в жизни, умеющей ставить определенные цели и достигать их. Ведь в настоящее время мы и так наблюдаем падение интеллектуального потенциала общества, обнаруживая в общей массе населения возросшее число лиц со средним и низким уровнем интеллектуальных возможностей.

Остается лишь ответить на элементарный вопрос – «Так какая чаша перевесит?»

V G F T O


Организация научно-исследовательской деятельности учащихся

Дата: 27-11-2013, 12:09 | Просмотров: 1323 | Комментарии

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся

Ивочкина Т., Ливерц И.  Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2000. №3. С. 136-138.

 

Представленная образовательным учреждениям возможность определить предметно-содержательное выполнение вариативной части Базисного учебного плана позволила проводить индивидуальные и групповые занятия с учащимися, занимающимися научно-исследовательской работой под руководством опытных учителей, преподавателей вузов, научных работников. Но в педагогической литературе больше говорится о важности задачи включения научно-исследовательской деятельности учащихся в образовательный: процесс, чем о конкретных путях её решения; практически не разработаны фундаментальные проблемы методологии научно-исследовательской работы учащихся (далее НИР). Научно-исследовательская работа позволяет каждому гимназисту испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований. Дело педагога – создать и поддерживать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство, позволяющее увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования.

Приобщение учащихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе формирования рефлексивных умений, которые становятся важнейшим психологическим механизмом теоретического мышления. На основе теоретического мышления формируется интеллект, обеспечивающий понимание окружающей действительности.

 

Непосредственный перенос традиции научно-исследовательских лабораторий (НИЛ) отраслевых и академических НИИ оказывается неэффективным в силу различных причин, рассмотренных ниже. Соответственно и результаты часто негативные. Вероятно, поэтому мы часто наблюдаем, как на научно-практических конференциях представляются (а порой и удостаиваются дипломов) работы, где невозможно определить степень личного участия «авторов». Хотя с научной новизной и практической значимостью в таких работах оказывается всё в порядке, нельзя увидеть, что конкретно сделал сам -ребёнок, а что является плодами творчества его научного руководителя (далее HP). Бывает, что ученик просто слепо следует указаниям HP, не вдаваясь в подробности, а эффект от выполнения такой работы сомнителен. Другой крайний и весьма распространённый случай – когда учащиеся «осваивают» уже полученные кем-либо результаты исследований и представляют их на конференции. Оба рассмотренных варианта, конечно, лучше, чем ничего, однако почти ничего не дают для формирования подлинно творческой личности ребёнка.

 

Не претендуя на оригинальность, авторы настоящей работы желают поделиться своим опытом организации НИР учащихся 9-11-х классов. Главное внимание на спецкурсах и в НИР уделяется изучению важнейших методов научного познания, знакомству с методами математического и имитационного моделирования, а также методикой обработки экспериментальных данных. Весьма сложной является задача включения учащихся в организуемую в гимназии научно-исследовательскую деятельность. Во-первых, включиться в новую для него деятельность подросток может лишь в том случае, если ему предоставляется возможность участвовать в ней в качестве одного из её субъектов. Во-вторых, эта деятельность, в особенности на её начальных этапах, должна быть направлена на достижение вполне определённых, понятных подростку целей, на решение конкретных задач. В-третьих, деятельность, в которую включается подросток, должна восприниматься им как социально значимая. Кратко остановимся на основных этапах выполнения НИР учащимися.

 

Этап 1. Мотивация НИР

 

Приобщение к НИР начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные выгоды. Обычно учащиеся впервые сталкиваются с научными исследованиями, и абстрактные обещания здесь неуместны. Очень важно наряду с моральными увидеть и понятные материальные стимулы – от защиты реферата на переводных экзаменах до получения преимуществ при поступлении в выбранный вуз.

 

Этап 2. Выбор направлений исследований

 

Это наиболее сложный этап. Здесь всё определяется специализацией, кругозором и компетенцией HP. Основные требования – новизна (желательно на мировом уровне), практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы. Объём исследований должен быть такой, чтобы детский творческий коллектив завершил их в сроки, ограниченные одним, максимум двумя годами. Конечно, на конференции могут быть представлены и промежуточные результаты работы, однако их ценность значительно ниже.

 

Этап 3. Постановка задачи

 

Если первый этап - «работа» HP, а на втором участие потенциальных исполнителей ограничивается простым обсуждением, то на третьем необходима самая непосредственная работа с будущими авторами. На этом этапе HP сначала фиксирует достигнутый настоящий уровень знаний – состояние вопроса (в терминах предположительно «есть») и желаемую конкретную цель («требуется» или «надо»). Под «есть» скрываются конкретные факты и теории о современном «культурном слое», обращением к которому в форме реферата учащиеся фиксируют достигнутый уровень в узкой области человеческих знаний. Это обеспечивает поступательный переход к следующему этапу. Особенно важно, чтобы дети самостоятельно ознакомились и составили обзор литературных данных и сформировали подробную и цельную картину состояния предмета и будущих исследований. Список литературы не может превышать 5-7 источников и должен быть предоставлен HP. Этап заканчивается обсуждением в детском творческом коллективе с формулировкой понятных целей предстоящей работы в самой лаконичной форме, а если возможно, то и в формализованном (математическом) виде.

 

Этап 4. Фиксация и предварительная обработка данных

 

На этой стадии проводятся непосредственные наблюдения (если они возможны), их результаты фиксируются. Но обычно оборудование школьных лабораторий оказывается недостаточным для выполнения серьёзных работ, и поэтому в рамках сотрудничества с вузами, НИИ и предприятиями организуется стажировка будущих авторов. Не исключается также использование результатов ранее проведённых там исследований при условии детального ознакомления стажёров с оборудованием и технологией. Иногда привлекаются опубликованные в литературе данные. В отличие от классических схем исследования в НИИ здесь очень ограниченные материальные возможности и временные ресурсы. А следовательно, главная цель даже не научить, а лишь ознакомить учащихся с методикой проведения исследовательских работ. Предварительная обработка экспериментальных данных, заполнение журнала наблюдений, группировка, сопоставление, отбраковка и анализ проводятся с целью выдвижения гипотез. В отличие от традиционных методик НИИ - главное здесь не результат, а пройденный детьми путь. Позиция HP на этом этапе – активно-наблюдательная. Очень важно не вмешиваться в творческий процесс, пока это возможно, а лишь предлагать схемы для сортировки данных и задавать вопросы: «Почему?.. Что из этого следует?.. Что будет, если?..»

 

Этап 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез

 

Обсуждение необходимо для того, чтобы предположения и догадки облечь в форму гипотез, подлежащих проверке. Форма дискуссии любая, но по возможности демократичная. При этом каждый участник работы должен высказать свою точку зрения. Дискуссия – не экспромт, а подготовленное заранее мероприятие и может с перерывами продолжаться от одной до нескольких недель. Здесь особенно наглядно проявляются преимущества творческого коллектива перед исследователем-одиночкой. Дух соревнования в детском коллективе – мощный стимул, а результаты дискуссии бывают самыми неожиданными. Итак, гипотезы сопоставляются с данными экспериментов или фактами, подтверждаются или опровергаются, становятся утверждениями, которые формулируются как результат исследований и далее требуют теоретического обоснования, т.е. объяснения механизма обнаруженных закономерностей. Особо следует остановиться на случае, когда все выдвинутые гипотезы не подтверждаются и не удалось достичь сформулированных на третьем этапе целей. Результат исследований – отрицательный. Но отрицательный результат – тоже результат и заслуживает представления на конференции, хотя рассчитывать на призовые места в этом случае трудно.

 

Этап 6. Оформление результатов работы

 

Результаты работы творческого коллектива оформляются в виде сообщения (доклада). Подробно останавливаться не имеет смысла, так как требования по оформлению стандартны и лишь незначительно меняются от конференции к конференции. Творческий коллектив самостоятельно готовит тезисы и развёрнутый доклад, а задача HP – отредактировать «детский текст».

 

Этап 7. Представление исследовательской работы

 

Некоторые HP считают, что достаточно выучить подготовленный текст доклада, и успех на конференции обеспечен. Но это не так. Часто приходится наблюдать, как серьёзные по содержанию работы не попадают в пятёрку лучших из-за того, что не представляются должным образом. Основную причину мы видим в том, что дети оказались психологически не готовы к борьбе и победе. Считаем очень полезным предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории школьной научно-практической конференции. Этот этап не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, программирование авторов работы на успех – они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции.

 

В своей работе с детьми мы руководствовались изложенными выше принципами, и достигнутые результаты впечатляют. Так, например, в 1998 году работа учениц 11-го класса нашей гимназии О. Демидовой и С. Дадынской «Электрофорез соляной кислотой в лечении калькулёзных тенденитов», на стыке химии и медицины, не только признана лучшей на областной научно-практической конференции, но, как отмечено жюри, выполнена на высоком уровне изобретения. Специальным дипломом на областной конференции отмечена работа учащейся 11-го класса Т. Паршиной «Решение стандартных химических задач на персональном компьютере», а работа учащихся 10-го класса А. Савиной и Т. Кишко «Электронная периодическая система элементов» вызвала повышенный интерес преподавателей Новокузнецкого института повышения квалификации учителей и Томского педагогического института. Научная работа учащихся 10-го класса «Технология решения расчётных задач» прошла успешную апробацию и представлена на конференцию республиканского уровня. Данная работа имеет самостоятельное значение для преподавания химии в школе. Анализ научно-исследовательских работ учащихся, наблюдение за их исследовательской деятельностью свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, об освоении опыта творческой деятельности, умении грамотно и компетентно излагать результаты исследований. Под руководством учителя (научного руководителя) происходит чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания учащегося. Создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.

 

V G F T O